+7 (812) 380-24-77 | mail@infowave.ru | запрос на исследование | |||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
Система маркетинговых показателей торгово-развлекательного центра В данной статье представлено описание маркетинговых показателей, позволяющих комплексно отслеживать окружение и рыночные позиции торгово-развлекательного центра, их взаимосвязь с целями управляющей компании и место в маркетинговой информационной системе управляющей компании. Идея системы показателей базируется на популярной в последнее время системе сбалансированных показателей и предусматривает группировку показателей по объектам и задачам МИС УК. Статья может быть полезна специалистам по маркетингу УК как основа для разработки и внедрения МИС и собственной системы маркетинговых показателей управляемых объектов. Основные тенденции и перспективы развития рынка торговых центровНачиная разговор от торговых центрах, в первую очередь, необходимо уточнить, что под торгово-развлекательным центром (далее по тексту «ТРЦ» или «ТЦ») в данной статье понимается совокупность предприятий торговли, услуг, общественного питания и развлечений, подобранных в соответствии с концепцией и осуществляющих свою деятельность в специально спланированном здании или комплексе зданий, общей площадью не менее 4 тыс. кв. м, которое находится в профессиональном управлении и позиционируется на рынке в виде одной функциональной единицы. Следует отметить, что в понятие ТРЦ не попадают специализированные торговые центры (продуктовые гипермаркеты, строительные гипермаркеты DIY, мебельные центры). Далее, на примере Санкт-Петербурга, представлены основные тенденции и прогнозы развития рынка торговых центров, которые позволяют понять текущую ситуацию и оценить перспективы развития рынка; что, на наш взгляд, крайне важно при постановке маркетинговых целей и задач и, соответственно, определении маркетинговых показателей. Основные тенденции развития рынка торговых центров Санкт-Петербурга в 2005-2007 годах:1. Рост рынка. Стремительное увеличение количества торговых комплексов практически во всех районах Санкт-Петербурга в сочетании с полным исчерпанием крупных участков с выгодным месторасположением (Таблица 1). Таблица 1. Динамика ввода площадей торгово-развлекательных центров 2. Увеличение масштабов реализуемых проектов и изменение их структуры. Девелоперы увеличивают площади строящихся торговых комплексов; в проектах заранее закладывается возможность предоставления широкого ассортимента товаров, услуг и развлечений. Происходит уход от торговых комплексов (представляющих собой «современные вещевые рынки под крышей») с большим количеством маленьких торговых секций к торгово-развлекательным комплексам с крупными якорными арендаторами и существенно бОльшими по площади торговыми секциями. Существенно увеличивается роль развлекательной составляющей в современном торговом центре значимыми «якорными» арендаторами, помимо традиционных гипер- и супермаркетов различных товаров, становятся мультиплексы, боулинг, бильярд, зона общественного питания и детская игровая зона. 3. Формирование крупных коммерческих зон на выездах из города (Пулковское шоссе, Выборгское шоссе, Кудрово, Бугры). На рынке наметилась тенденция тесного соседства различных торговых объектов (продуктовых гипермаркетов, торговых и развлекательных комплексов, гипермаркетов строительных товаров и товаров для дома). За счет объединения торговых объектов в одной зоне возникает синергетический эффект, проявляющийся в увеличении привлекательности коммерческой зоны для совершения покупок, увеличении границ целевого рынка всех участников такой коммерческой зоны, возможностях для эффективных совместных акций по продвижению. 4. Стабильно высокий уровень спроса на ликвидные помещения в торговых комплексах. Несмотря на рост предложения, спрос на площади в торговых центрах остается по-прежнему высоким, благодаря выходу на рынок федеральных розничных операторов. По результатам наших исследований, можно сказать, что не менее 80% площадей обычно уже заняты арендаторами к моменту открытия комплекса. В среднем по рынку, заполняемость торговых центров составляет не менее 95%, оставшиеся 5%, как правило, находятся в состоянии смены арендаторов. В некоторых торговых комплексах площади заполнены на 100%, а из арендаторов, желающих разместиться в комплексе, формируется клиентский лист ожидания. Как правило, это торговые комплексы, отличающиеся очень удачным месторасположением (рядом с оживленной станцией метро, вблизи густонаселенных районов, характеризующиеся удобным подъездом). 5. Укрупнение арендаторов торговых комплексов. Практически во всех отраслях торговли стремительно происходит, а в некоторых уже произошло (например, продукты питания, бытовая техника, …) поглощение разрозненных участников рынка сетевыми операторами, начинающими диктовать свои условия компаниям, управляющим торговыми комплексами. Развитие системы франчайзинга только усиливает эту тенденцию, и позволят предположить о скором доминировании сетевых магазинов в структуре торговых комплексов. 6. Снижение доходности. Как следствие вышеуказанных тенденций, на рынке происходит усиление интенсивности конкуренции между комплексами, проявляющейся в: Повышение роли торгового центра в жизни населения. Анализ частоты и целей посещения торгового центра позволяет говорить, что торговые центры прочно вошли в жизнь городского жителя экономически активного возраста, что во многом объясняется ростом доходов населения, появлением доступных для широкого слоя населения марочных товаров; в торговый центр приходят за покупками, развлечениями и просто так, чтобы провести свободное время. Повышение роли профессионального управления комплексом. Следствием усиления конкуренции на рынке являются повышение роли: концепции торгового комплекса, адекватной окружающей среде; грамотного управления проектом строительства и подбора арендаторов; эффективной кампании по запуску торгового центра, что практически невозможно без привлечения специализированных консультантов на всех этапах реализации проекта. На основе анализа тенденций и планов развития девелоперов был сформирован представленный далее прогноз развития рынка торговых центров Санкт-Петербурга на ближайшие 5 лет: Маркетинговые цели УКИсходно, любые показатели деятельности предприятия предназначены для измерения и оценки степени достижения поставленных ранее целей и задач, или, в случае отсутствия конкретных и измеримых целей и задач, оценки текущего положения предприятия и произошедших изменений для планирования на перспективу. Исходя из этого, считаем целесообразным рассмотреть систему маркетинговых целей компании, управляющей торговым центром, которая во многом будет определять систему маркетинговых показателей торгового центра. В качестве основных маркетинговых целей УК, в зависимости от стадии жизненного цикла торгового центра, можно выделить (Таблица 2). Таблица 2. Маркетинговые цели УК на разных этапах ЖЦ торгового центра. Объекты МИС УКВ целом, система объектов МИС компании, управляющей торговым центром (Рисунок 1), не имеет существенных отличий от МИС любого предприятия и определяется маркетинговыми целями УК, описанными выше. Единственное отличие в том, что арендаторы ТЦ выступают и как каналы распределения (когда покупатели идут в ТЦ, так как знают, что здесь представлен интересующий их ассортимент) и как товар ТЦ (когда покупатели идут в ТЦ к определенному арендатору), что соответственно влияет на набор маркетинговых показателей в отношении арендаторов. Объекты МИС УК предлагается рассматривать в привязке к целевому рынку исследуемого торгового центра, под которым понимается географическая зона, в которой проживают, проводят свободное время, специально приезжают за покупками или работают целевые посетители торгового центра. Исходя из периодичности и глубины анализа, объекты МИС УК логично разделить на существующие, которые уже присутствуют в границах целевого рынка исследуемого торгового центра и потенциальные, которые намереваются или заинтересованы присутствовать в границах целевого рынка исследуемого торгового центра (объекты второго уровня). Рисунок 1. Объекты МИС УК. Далее представлено описание каждого из указанных на рисунке объектов МИС УК: 1. Покупатели ТЦ. В качестве целевой аудитории посетителей торгового центра рассматриваются те, кто проводит свободное время, приезжает за покупками к конкурентам исследуемого ТЦ, живет или работает в географических границах целевого рынка проекта и соответствует портрету целевой аудитории ключевых арендаторов торгового центра. При этом, в качестве реальных покупателей рассматриваются те, кто посещает исследуемый ТЦ, а в качестве потенциальных – те, кто не посещает исследуемый ТЦ по каким-либо причинам. 2. Арендаторы ТЦ. Учитывая взаимосвязь маркетинговых кампаний торговых центров (в качестве примера можно привести копирование политики комплексов «Мега», касающейся июльской распродажи ведущими торговыми центрами города), арендаторов ТЦ предлагается рассматривать, выделяя следующие группы: 3. Конкуренты ТЦ. Анализ конкурентов целесообразно проводить с выделением существующих конкурентов (ТЦ, ориентированные на целевой рынок исследуемого торгового центра) и потенциальных конкурентов, при этом, при анализе потенциальных конкурентов необходимо иметь отдельные досье на: 4. Инфраструктура ТЦ. В число объектов инфраструктуры, подлежащих анализу в рамках МИС компании, управляющей ТЦ, должны быть включены те объекты, которые могут положительно или отрицательно повлиять на доступность и посещаемость ТЦ представителями целевой аудитории, а также на размер целевого рынка ТЦ и целевой аудитории. В качестве таких объектов предлагается рассматривать: объекты дорожной инфраструктуры (существующие и планируемые), центры притяжения представителей целевой аудитории (объекты торгово-развлекательного, спортивного или социального назначения), жилые объекты. Цели и задачи МИС УКЦелью внедрения МИС УК является возможность осуществления своевременных, превентивных мер по формированию и поддержанию устойчивого конкурентного преимущества торгового центра и оптимизация маркетинговых усилий УК и арендаторов ТЦ для формирования синергетического эффекта от маркетинговых акций и достижения эффекта масштаба при работе с каналами продвижения.
Традиционно, задачи МИС управляющей компании можно классифицировать в зависимости от периодичности их выполнения на: задачи, которые необходимо решить на этапе внедрения МИС и периодически возвращаться к ним не чаще 1-2 раза в год, и задачи, которые требуют постоянного внимания со стороны специалистов управляющей компании. Описание возможных маркетинговых показателей торгово-развлекательного центраДалее представлено описание возможных маркетинговых показателей по основным рассмотренным выше объектам МИС торгового центра. Отметим, что представленные показатели не являются исчерпывающими, скорее это отражение накопленного опыта исследования рынка торговых центров, позволяющее сформировать конкретную модель показателей в каждой конкретной ситуации, исходя из жизненного цикла торгового центра, бюджета отдела маркетинга, целей и задач руководства управляющей компании. Охват целевого рынка торгового центра: Рыночные позиции торгового центра: Характеристики и структура целевой аудитории торгового центра, отношение к ТЦ: Оценка работы арендаторов торгового центра: Данные о ключевых конкурентах: Оценка эффективности рекламных кампаний ТЦ: Сноски: 1 - Источник: данные исследований компании Infowave. 2 - По данным компании «Бекар», представленным в отчете «Торговая недвижимость Санкт-Петербурга, итоги 2006 года», объем предложения площадей в торговых центрах, построенных в 2006 году, составил 814 050 кв. м. 3 - Определение целевой аудитории посетителей торгового центра представлено в разделе «Объекты МИС УК». Литература: 1. Кульц К., Матюшина Т., Панфилов А., Сухов А., Афраймович М., Ванчугов А., Забродин В. Девелопмент торговой недвижимости в России. М.: MALL Publishing house, 2007. 2. Канаян А., Канаян Р., Канаян А. Проектирование магазинов и торговых центров. М.: Юнион-Стандарт Консалтинг, 2005. 3. Вороной А., Манько П. Эффективность оперативного маркетинга // Молл. 2006. - №10 (34). 4. Пако Андерхилл. Место действия торговый центр. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 5. Кутлалиев А., Попов А. Эффективность рекламы: 2-е издание. М.: Эксмо, 2006. 6. Медведев П. Организация маркетинговой службы с нуля. СПб.: Питер, 2005.
Алексей Вороной, Петр Манько, Алексей Старовойтов |
|||||||
Copyright © 2000-2012 Исследовательская компания INFOWAVE
При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна. | Сайт создан в дизайн-бюро Mezich в 2003 году. |
На сайте компании Infowave Вы найдете информацию о следующих исследовательских методиках и услугах:
маркетинговые исследования, информационно-маркетинговое обслуживание, маркетинговый консалтинг, разработка стратегии продвижения, маркетинг мест, исследование рынка, исследование конкурентов, исследования b2b, оценка емкости рынка, сегментирование рынка, исследования потребителей, анализ целевой аудитории, оценка лояльности потребителей, исследования торговых центров, исследования недвижимости, фокус группа, холл-тест, телефонный опрос, экспертный опрос, анализ качества обслуживания, retail audit, тайный покупатель, таинственный покупатель, mystery shopping, тестирование товара, анализ эффективности рекламы.