Infowave. Не сезон





+7 (812) 380-24-77 | mail@infowave.ru | запрос на исследование
In English
Infowave
проведение маркетинговых исследований
маркетинговый анализ перспектив инвестиционных проектов
консультирование в области маркетинга

Зеленый офис

Не сезон
Сила ума проявляется в упражнении, а не в покое.
Алан Пак


Причины «не сезона» для кондитеров и хлебопеков

Для кондитеров и хлебопеков в теплое время года, как правило, начинается «не сезон». Это значит, что продажи падают, производство работает «на склад», что для продукции с ограниченным сроком хранения смерти подобно. Однако давайте разберемся, так ли все плохо.
Ведь на самом деле, для каждой категории товаров есть свой сезон и не сезон. Попробуем разделить всю кондитерскую и хлебопекарную продукцию на группы, для которых динамика потребления и продаж схожа.

Сегменты

Первая группа  — продукция в подарок. Массово подарки дарят, как правило, на государственные и отраслевые праздники: шоколадные наборы для детей к новому году и к 1 сентября, разнокалиберные коробки конфет для женщин к 8 марта и т. д..
Вторая группа  — для собственного потребления: булочки, плюшки, пряники, сушки, шоколадные батончики, вафельные торты, печенье и конфеты. Вся эта сладкая снедь покупается для себя, для семьи, к чаю или перекусу на работе. Стоит, обычно, не дорого и потребляется регулярно.
И, наконец, третья группа  — продукция на праздничный стол  —торжественная. В основном это разнообразнейшие торты и кремовые пирожные: от традиционных «Наполеонов» и «Медовиков» до свадебных тортов, сравнимых с произведениями искусства.

С первой группой все более или менее понятно: сезон  — примерно месяц перед праздником, «не сезон» - все оставшееся время. Причины  — очевидны.
Для второй выделенной группы сезонность не так ярко выражена, как для первой: россияне, не смотря на желание следовать «правильному образу жизни», регулярно пьют чай с пряниками и конфетами. Разумеется, в холода выпивается чая и съедается сладкого и мучного чуть больше, но все же при теплой погоде от этого удовольствия совсем не отказываются. Причины  — утоление голода, получение удовольствия, привычка, традиция пить чай не «с пустом».
И в третьей группе сезонность не так уж сильно выражена: да, летом «торжественную» продукцию нельзя долго хранить, и сладкие десерты чаще заменяют фруктами или мороженным, но с другой стороны, по статистике летом свадеб на порядок больше, чем в любое другое время года, а юбилеи, корпоративные мероприятия и прочие праздники отмечаются с большим размахом.

Подстройка или борьба?

Не претендуя на однозначность, попробуем выделить базовые стратегии преодоления «не сезона». Можно выделить три основных направления развития:

  • подтягивать потребителей под свои возможности;
  • подстраиваться под требования рынка;
  • увеличить сроки хранения скоропортящейся продукции/выпускать долгохранящуюся продукцию «про запас»;

Первый путь опасен и тернист. Торговая марка/продукция должна быть по-настоящему узнаваемой и заранее любимой целевыми потребителями. Или скажем так: чтобы дать урожай, зерна должны попасть на благодатную почву. В противном случае, если продукцию выпускают «повернувшись лицом» к производству, а не к потребителю, на 95% она обречена.

Если же вы  — небольшое и очень мобильное предприятие с символическим маркетинговым бюджетом, следуйте стратегии №2. Средств на массовые рекламные кампании, у вас, вероятно, нет, на новые революционные разработки  — тоже. Ваша сила в другом  — пока большие, неповоротливые предприятия смогут подстроиться под неожиданные изменения, пройдет очень много времени, в то время как вы успеете не только освоить новые сладости, но и закрепиться на рынке. К примеру, если в холодную погоду вы выпекаете отличные торты и прочую скоропортящуюся продукцию, а лето обещает быть очень жарким, с потеплением обратите внимание на туристов и начните производить сувенирные пряники, бублики сушки. Словом, все то, что зарубежный гость может привезти домой в качестве съедобного сувенира из России.

А вот если вы  — солидное предприятие с серьезным научным потенциалом, однозначно выбирайте стратегию №3. Даже если вы не сможете воспользоваться собственными разработками в силу каких-либо причин, однозначно заработаете на их продаже.

«Всякая погода  — благодать!»

Чем можно заняться в теплое время года кондитерам и хлебопекам, помимо освоения в рекордные сроки выпуска нового продукта?
Во-первых, подготовится к сезону, учесть опыт предыдущего полугодия, пересмотреть планы на сентябрь-декабрь.
Во-вторых, «не сезон»  — самое время обратить внимание на стратегические вопросы: проанализировать рынок, оценить конкурентов, исследовать потребителей, разработать новую продукцию. Разумеется, гораздо привычнее столь глобальными вопросами заниматься в конце календарного года, но для большинства предприятий в отрасли предновогодние месяцы  — одни из самых напряженных.
Также межсезонье  — идеальное время для проведения каких-то промо-акций, розыгрышей, других ПР-мероприятий.

По окончании учебного года для студентов экономического факультета РХТУ им. Д.И. Менделеева была организована экскурсия на фабрику «Ударница». Будущие менеджеры и маркетологи познакомились с реальным производством, посетили цеха фабрики, увидели линии в работе. Специалисты фабрики подробно рассказали, как изготавливают сладости, ответили на вопросы студентов. (по данным ИАЦ «Информкондитер»)

Обычно в теплое время года люди охотнее принимают участие в различных праздниках/акциях под открытым небом. Также вы сможете как бы подготовить к грядущему сезону потенциальных потребителей: если акция была проведена незадолго до начала сезона и покупатели запомнили и положительно оценили предложенную продукцию, с самого начала сезона вы дадите фору конкурентам.
Также можно поработать над такими вещами, на которые в сезонной спешке не хватает ни сил, ни времени  — подготовиться к участию в отраслевом конкурсе, провести мероприятия по повышению квалификации сотрудников, попробовать попасть в «Книгу рекордов Гинесса».

По данным ИАЦ «Информкондитер» в малайзийском штате Пинанг испечен огромный торт, по высоте превышающий кокосовую пальму, а по стоимости затраченных на его приготовление продуктов сравнимый с ценой стандартной квартиры на местном рынке недвижимости. На приготовление «торта-гиганта» было затрачено 22 тысячи яиц, 1200 кг муки, почти полтонны семян кунжута, восемь центнеров сахара, 820 кг масла и 60 кг ванильного порошка.

Кроме всего прочего, в межсезонье можно просто отдохнуть и набраться сил перед сезоном.

Послесловие

Что еще важного можно добавить о выживании предприятия в «не сезон»? Разве что пожелать кондитерам и хлебопекам не сильно расстраиваться в случае неудач и рассматривать межсезонье, как площадку для тренировок. Конечно, менее рискованно учиться на чужих ошибках, но все ведь не предусмотреть…
И помните, «не сезон» - всего лишь межСЕЗОНЬЕ!

Мария Тимонова (Лавочкина)
Журнал «Сфера: кондитер и хлебопек» № 6, 2005

 
Copyright © 2000-2012 Исследовательская компания INFOWAVE

При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна.
Сайт создан в дизайн-бюро Mezich в 2003 году.

На сайте компании Infowave Вы найдете информацию о следующих исследовательских методиках и услугах:
маркетинговые исследования, информационно-маркетинговое обслуживание, маркетинговый консалтинг, разработка стратегии продвижения, маркетинг мест, исследование рынка, исследование конкурентов, исследования b2b, оценка емкости рынка, сегментирование рынка, исследования потребителей, анализ целевой аудитории, оценка лояльности потребителей, исследования торговых центров, исследования недвижимости, фокус группа, холл-тест, телефонный опрос, экспертный опрос, анализ качества обслуживания, retail audit, тайный покупатель, таинственный покупатель, mystery shopping, тестирование товара, анализ эффективности рекламы.