+7 (812) 380-24-77 | mail@infowave.ru | запрос на исследование | |||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
Сосчитано. Измерено. Взвешено.
Тестирование изменений продуктаДанная статья посвящена тестированию изменений продукта. Под этим понятием подразумеваются мероприятия, проводимые с целью изучения реакции потенциальных потребителей на те или иные изменения продукта. Следует заметить, что эти методы вполне применимы как при тестировании абсолютно новых товаров, так и при тестировании товаров, новых для данного сегмента рынка. Тестирование изменений продукта особенно важно для продовольственного рынка. Актуальность такого тестирования обусловлена, на наш взгляд, двумя основными причинами:
ОБЪЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯКак было отмечено выше, тестирование изменений продукта это изучение мнений потенциальных потребителей, увидевших, попробовавших или использовавших исследуемый товар. Такое изучение дает возможность прогнозировать дальнейшую судьбу этого товара. Тестирование позволяет выбрать из нескольких вариантов нового товара наилучший с точки зрения потенциальных потребителей, то есть тот вариант, который сулит наибольший объем продаж, либо отказаться от всех имеющихся вариантов как от неудачных и разработать новый. Сегодня ведутся споры о том, нужно ли вообще тестирование товаров, не лучше ли запускать новинки и модификации без всяких исследований, на свой страх и риск. Не вступая в полемику по данному вопросу, отметим лишь, что, на наш взгляд, затраты на тестирование все же несопоставимы с возможными убытками от провала товара, выведенного на рынок без предварительных исследований. Итак, что же чаще всего изучается в рамках тестирования изменений продукта? Обычно изменениям подвергаются:
Соответственно, именно эти элементы чаще всего и приходится тестировать. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТЕСТИРОВАНИЯНапомним, что в данной статье мы рассматриваем ситуацию, когда у нас уже есть несколько предварительно разработанных вариантов модификации продукта/названия/упаковки и перед нами стоит задача выбрать из них наилучший с точки зрения потенциальных покупателей1. Предполагается, что характеристики потенциальных покупателей известны. Рассмотрим основные этапы тестирования. 1 Вопросы, которые касаются методов, необходимых непосредственно для разработки этих изменений, например Сonjoint analysis, остаются за рамками данной статьи.
Этап 1. Определение основных параметров, по которым будут тестироваться изменения продукта Цель данного этапа выявить ключевые для целевой аудитории характеристики товара, на основании которых потенциальные покупатели делают свой выбор. Для выявления ключевых характеристик можно использовать:
Вариант 1: фокус-группа В ходе фокус-группы необходимо выяснить, какие требования потенциальные покупатели предъявляют к товару, его упаковке или названию, на какие характеристики они обращают внимание в первую очередь при выборе товара. При этом важно избежать две наиболее распространенные ошибки. Во-первых, неправильно, если участники фокус-группы не являются представителями целевой аудитории. В этом случае нет гарантии, что полученный список характеристик, важных при выборе товара, будет отражать мнение именно ваших потребителей. Второй ошибкой является попытка совместить фокус-группу с тестированием товара. Здесь есть риск получить неправильный результат, так как:
Вариант 2: включенное наблюдение Включенное наблюдение предполагает участие исследователя в том процессе, который он наблюдает. Считается, что при этом причины и мотивы действий людей наблюдателю ясны и учитываются в оценке. Технически это может выглядеть следующим образом. Исследователь под видом обычного покупателя наблюдает за процессом выбора товара другими покупателями, вступая с некоторыми из них в беседу. В ходе беседы исследователь выясняет, на что покупатель обращает внимание, почему ему нравится/не нравится тот или иной вариант и тому подобное. При этом методе исследования необходимо стремиться к тому, чтобы исследователь как можно меньше отличался от среднего покупателя по социально-демографическим характеристикам. Возникает вопрос, какой метод лучше использовать включенное наблюдение или фокус-группу? На наш взгляд, как у того, так и у другого метода есть преимущества и недостатки. При выборе метода нужно исходить из конкретной ситуации, учитывая тип тестируемого товара, особенности его приобретения и потребления, характеристику потенциальных покупателей и другое. Обозначим основные отличия каждого метода. Главное преимущество фокус-группы заключается в том, что она позволяет за короткий промежуток времени собрать максимум информации об особенностях выбора того или иного товара. Однако «управляемость» фокус-группы приводит к погрешности полученных результатов, так как вся информация, добытая в ходе фокус-группы, предварительно проходит «внутренний фильтр». То есть участник фокус-группы может неосознанно описывать не те критерии, которые он действительно использует при выборе товара, а те, которые считает нужным использовать. Основное преимущество включенного наблюдения это «живое», неуправляемое извне поведение покупателей, их комментарии непосредственно в момент выбора данного товара, а не через несколько часов, дней или месяцев. Однако за такую оперативность приходится платить. Во-первых, в ряде случаев такое наблюдение более растянуто по времени, чем фокус-группа. Во-вторых, исследователю сложно, не выходя из образа простого покупателя, получить полные комментарии по интересующему его вопросу. Также не следует забывать этим нередко грешат многие заказчики о необходимости платить за право проведения исследования на территории магазина. Из собственного опыта можем заключить, что включенное наблюдение имеет смысл применять при подборе характеристик для тестирования товаров длительного пользования. Это обусловлено тем, что выбор таких товаров, во-первых, занимает более длительное время, чем выбор товаров повседневного спроса, а во-вторых, вопросы относительно критериев выбора, адресованные покупателям в магазине, в данном случае звучат более уместно. Для выявления ключевых характеристик продовольственных товаров лучше воспользоваться фокус-группой. По результатам первого этапа разрабатывается анкета для проведения тестирования. Этап 2. Разработка анкеты
Вопросы для анкеты составляются с учетом того, какие характеристики тестируемого товара/упаковки/названия наиболее важны для потребителей. Например, если мы тестируем новую упаковку для охлажденного мяса, то важными с точки зрения целевых потребителей характеристиками такой упаковки могут оказаться ее вес, точнее, вес упакованного куска мяса, цвет/материал лотка и другое. При этом совершенно недопустимо ограничиваться вопросом, нравится потенциальному покупателю новая упаковка или нет и какой вариант нравится больше. Для повышения достоверности полученных результатов необходимо использовать дополнительные вопросы, повышающие точность покупательской оценки. Приведем пример анкеты для выбора названия охлажденного мяса2 приведены только вопросы, непосредственно относящиеся к выбору названия; вопросы-фильтры и демографический блок опущены. 2 Здесь и далее в качестве примера рассмотрено исследование, проведенное компанией Infowave для ГК «Рубеж», одного из лидеров рынка по импорту мясной продукции, производителя мясной гастрономии ТМ «Шеф-повар».
В приведенном примере задается фактически один и тот же вопрос какое из названий нравится респонденту больше в качестве названия нового вида охлажденного мяса. Вопрос задан пятью различными способами, каждый из которых выявляет новый аспект отношения потенциальных покупателей к каждому варианту названия. Остановимся на основных типах вопросов, используемых в анкетах тестирования изменений продуктов:
Приведем вариант такого теста, задача которого определить, какое из тестируемых названий лучше воспринимается целевой аудиторией: «Посмотрите на это название для охлажденного мяса (Вариант А). Оцените по 7-балльной шкале степень вашей симпатии».
Вот пример такого теста: «Попробуйте предложенные образцы. На Ваш взгляд, какие два образца одинаковы на вкус? Какой из трех отличается?».
Рассмотрим пример такого теста. «Какое название для нового продукта из этих двух вам нравится больше всего?». Предлагаются три пары вариантов.
Вот пример такого теста: «Как вы думаете, в какой сети магазинов продается самое качественное охлажденное мясо (спонтанно, только один вариант ответа)? В какой сети магазинов продается самое некачественное охлажденное мясо (спонтанно, только один вариант ответа)?».
В качестве примера приведем следующий вариант теста: «Распределите 7 баллов между двумя вариантами названия».
Например: «Что первое вам приходит на ум, когда вы видите название «А»? Какие ассоциации у вас возникают в связи с названием «А»?».
Если для какого-то вопроса необходимо показать респонденту несколько карточек, не следует забывать об их ротации : следующим респондентам карточки предлагаются в другом порядке, причем порядок ротации должен быть описан в анкете. Подобная ротация позволяет исключить перекос ответов в какую-либо сторону, вызванный порядком, в котором респондентам предъявлялись карточки с вариантами названий товара или упаковки. Этап 3. Тестирование Итак, анкета составлена, и можно переходить к процедуре тестирования. Тестирование в подавляющем большинстве случаев предполагает предъявление респондентам образцов продукции, упаковки или других наглядных материалов. Вместе с тем процедура тестирования, как правило, не занимает длительное время. Все это позволяет сделать вывод о том, что чаще всего оптимальным методом тестирования изменений продукта является hall-тест. Если же продукт тестируется на предмет удобства его упаковки при хранении в домашнем холодильнике, удобства его приготовления и тому подобного, то целесообразно использовать home-тест, однако такие случаи достаточно редки. Мы используем и рекомендуем hall-тест по следующим причинам:
Для получения достоверных результатов обычно достаточно опросить порядка 200-300 представителей целевой аудитории. Однако чтобы при таком количестве опрошенных получить достоверные результаты, необходимо включить в анкету блок вопросов для проверки соответствия респондента характеристикам целевой группы. Напомним также несложные правила проведения тестирования пищевых продуктов, отступление от которых способно очень сильно понизить достоверность результатов любого теста:
Этап 4. Анализ полученных результатов Данные собраны, и можно переходить к анализу полученных результатов. Остановимся на методиках анализа каждого из представленных типов вопросов. Monadic-Test: в таблицах 1 и 2 приведены 2 варианта проведения теста. 1 N здесь и далее число ответов
Зачастую средние значения оценок каждого названия отличаются незначительно, а если учесть статистическую ошибку для средних значений, то расхождения в уровне восприятия становятся неочевидными. Для подтверждения достоверности результатов может быть использован t-критерий Стьюдента3. 3 В основе метода лежит t-статистика Стьюдента. Для того чтобы вычислить значение t-критерия для парных выборок вводится переменная разность, обозначаемая D, для которой также вычисляют среднее и дисперсию. После этого вычисляется t-статистика. Полученный результат сравнивается с критическим значением для требуемого уровня достоверности. Если полученная t-статистика больше t-критического, то нулевая гипотеза принимается, если меньше отвергается.
Наиболее наглядно проиллюстрировать методику анализа результатов парного сравнения можно при помощи матрицы (табл. 3). Матрица заполняется по следующим правилам:
Чтобы получить общий рейтинг марок, отражающий мнение всех принимавших участие в опросе респондентов, необходимо сложить итоговые баллы каждого респондента. Дихотомия: напомним, что с помощью данного теста можно легко определить как наиболее, так и наименее привлекательную марку товара (рис. 1). 2 Без учета респондентов, которые затруднились ответить на данный вопрос
Таким образом, каждый второй 54% респондентов отметил в качестве наиболее привлекательного варианта Марку А. Менее всего участникам исследования понравились Марка В и Марка Е их выбрали соответственно 39 и 35% опрошенных. Свободные ассоциации: анализ свободных ассоциаций предполагает известную степень творчества, поэтому можем лишь в качестве примера предложить варианты группировки, использованные нами при выборе названия для охлажденного мяса:
Этап 5. Принятие решения о выборе одного из тестируемых товаров На основе анализа полученных данных можно принимать решение о том, какой именно товар/упаковка/название больше понравился целевой аудитории и, соответственно, достоин вывода на рынок. При этом может возникнуть ситуация, когда потребители не видят особой разницы между товарами/упаковками/названиями и считают все предложенные варианты неудачными. В таком случае имеет смысл повторить все шаги : от выявления мнений потребителей относительно того, что бы они хотели усовершенствовать в изменяемом товаре, до повторного тестирования заново разработанных вариантов. ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, мы рассмотрели последовательность тестирования любых изменений продукта, касающихся самого продукта, его названия и упаковки, а также методы, используемые непосредственно при тестировании и в процессе анализа результатов. Подведем итог и вкратце повторим основные этапы подобного исследования:
Отметим, что данная методика может применяться как для тестирования абсолютно нового товара, так и для товаров рыночной новизны. Надеемся, что данная статья поможет снизить вероятность неудач, которые возможны при выходе на рынок нового или модернизированного продукта. Петр Манько, Игорь Горюнов, «Russian Food & Drinks Market Magazine». 2009. | |||||||
Copyright © 2000-2012 Исследовательская компания INFOWAVE
При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна. | Сайт создан в дизайн-бюро Mezich в 2003 году. |
На сайте компании Infowave Вы найдете информацию о следующих исследовательских методиках и услугах:
маркетинговые исследования, информационно-маркетинговое обслуживание, маркетинговый консалтинг, разработка стратегии продвижения, маркетинг мест, исследование рынка, исследование конкурентов, исследования b2b, оценка емкости рынка, сегментирование рынка, исследования потребителей, анализ целевой аудитории, оценка лояльности потребителей, исследования торговых центров, исследования недвижимости, фокус группа, холл-тест, телефонный опрос, экспертный опрос, анализ качества обслуживания, retail audit, тайный покупатель, таинственный покупатель, mystery shopping, тестирование товара, анализ эффективности рекламы.