+7 (812) 380-24-77 | mail@infowave.ru | запрос на исследование | |||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
Состояние первичного рынка жилья Санкт-Петербурга на начало 2001 года Исследование проводилось в декабре 2000 январе 2001 года в Санкт-Петербурге. Основная цель данного исследования заключалась в том, чтобы создать, по возможности, полную картину рынка недвижимости Санкт-Петербурга, рассмотреть данный рынок с точки зрения соотношения спроса и предложения, а также отследить изменение состояния рынка в динамике. Для этого предполагалось решить следующие задачи:
В качестве объекта исследования выступал рынок недвижимости Санкт-Петербурга, причем основной акцент был сделан на исследовании рынка строящегося типового жилья. Особый интерес представляла ситуация на юго-западе Санкт-Петербурга (в Московском, Фрунзенском и Кировском районах). Предмет исследования структура рынка недвижимости Санкт-Петербурга, соотношение объемов спроса и предложения, изменение состояния рынка в динамике. Методика исследования. Объемы и структура вводимого в эксплуатацию жилья. Изменение предложения в динамике. За первое полугодие 2000 года в Петербурге введено в эксплуатацию 370 тыс. кв. м жилья: 81 типовой дом, 12 реконструированных и 53 индивидуальных. За второе полугодие 2000 года введено в эксплуатацию 711 тыс. кв. м жилья, что почти вдвое больше, чем за первое: 86 типовых домов, 10 реконструированных и 162 индивидуальных. Очевидно, что количество построенных индивидуальных домов во второй половине 2000 года резко возросло (таблица 2). В течение последних четырех лет наблюдалось постепенное ежегодное увеличение объемов вводимого в эксплуатацию жилья (диаграмма 1); при этом происходило стабильное снижение доли индивидуального строительства и увеличение доли типового жилья. Доля реконструируемого жилья в общем объеме изменяется год от года крайне нестабильно (таблица 3). Всего за 2000 год было построено и реконструировано 189 многоэтажных домов, из которых в декабре было сдано 63 дома, что составляет 33% от общего количества построенных домов и 46% от общего количества введенных в эксплуатацию квадратных метров жилья. Столь бурный рост количества сданных объектов в конце года сильно выделяется на фоне явного затишья в строительстве в летний и осенний периоды. Конец декабря вывел объемы строительства на уровень предыдущего года и даже превысил его общая площадь типовых домов и домов после реконструкции, введенных в эксплуатацию в 2000 году, все же возросла на 4% по сравнению с предыдущим годом. Из миллиона с небольшим квадратных метров жилья, введенных в минувшем году, по оценкам экспертов, на начало 2001 года не востребовано около 400 тыс. кв. м. Аналогичная ситуация складывалась на строительном рынке и в конце 1999 года. Всплеск сдачи в эксплуатацию жилых домов пришелся на последний месяц года, этим и объясняется столь большое количество нереализованной до сих пор жилплощади. В то же время такое положение вещей заставляет судить о тенденциях развития первичного рынка жилья весьма настороженно. Также следует учесть, что, несмотря на сложившуюся непростую ситуацию, ряд крупных строительных фирм в 2001 году, тем не менее, планирует увеличивать объемы строительства. Тем не менее, в ближайшее время кризис перепроизводства первичному рынку Санкт-Петербурга пока не грозит, так как, несмотря на продолжающийся рост цен, спрос на жилье пока остается стабильным. Предложение жильяНа январь 2001 года в активной стадии строительства находилось порядка 170 домов.
По сравнению с первым полугодием 1999 года произошло территориальное перераспределение предложения, которое выразилось в том, что в конце 1999 и в течение 2000 года строители стали предлагать меньше жилья в Центральном районе, на Васильевском острове и Петроградской стороне. По информации на ноябрь 2000 года наибольшее количество квартир предлагается в Приморском районе, на его долю приходится около 30% предложения (диаграмма 2). Спрос и предложение на жилье разных типов также крайне несбалансированны доля строящихся кирпичных домов больше доли панельных, в то же время в большом объеме востребовано дешевое панельное жилье. Сложившаяся рыночная конъюнктура провоцирует острую конкуренцию панельного жилья и затоваривание рынка кирпичным. СпросТрудности рынка строящегося жилья, обострившиеся к концу 2000 года, привели к закономерному оттоку покупателей на вторичный рынок. Причем наиболее заметно это коснулось самой бедной части покупателей. Известно, что в секторе нового строительства можно купить квартиру на 10-20% дешевле той, которую предложат на вторичном рынке. Однако при покупке квартиры по демпинговой цене на первичном рынке существует реальный риск оказаться в числе пострадавших. Осенью прошлого года это привело к тому, что многие покупатели стали искать жилье на изначально более дорогом вторичном рынке.
Необходимо обратить особое внимание, что в большинстве источников под спросом понимаются не первоначальные запросы потребителей, а та условная точка, в которой спрос встречается с предложением. Выражаясь более конкретно, практически все таблицы и графики, отражающие состояние спроса, строятся на основе информации по совершенным сделкам. На самом деле, запросы покупателей могут быть несколько иными, а сложившаяся картина возникла из-за того, что на рынке не было представлено достаточного количества подходящих квартир, либо покупатель решил купить квартиру, в которой больше комнат, учитывая то, что метраж, а, соответственно, и стоимость квартиры незначительно отличается от искомого варианта. Удельная цена одной комнаты в такой квартире будет ниже. Территориальные предпочтения
Территориальные предпочтения покупателей жилья во многом обусловлены сложившейся в Петербурге географией строительства. Северные районы города, такие как Приморский и Выборгский, устойчиво лидируют, на них приходится около 30% спроса. Тем не менее, между спросом и предложением в Приморском районе существует ярко выраженный дисбаланс остается неудовлетворенным спрос на дешевое панельное жилье. В этом районе большая часть строящихся объектов кирпичные здания. Предпочтения по типу квартир Динамика предпочтений покупателей по типу квартир выглядит следующим образом. В первой половине 1999 года население ориентировалось на более дешевое жилье, что выражалось в повышенном интересе к малогабаритным квартирам: в первую очередь, однокомнатным, однако, ввиду дефицита однокомнатных квартир спрос переместился на двухкомнатные. Таким образом, к концу 2000 года структура спроса изменилась: доля, приходящаяся на двухкомнатные квартиры, возросла, спрос на однокомнатные, соответственно, снизился. В то же время реализовывается отложенный спрос на крупные покупки, стала расти доля спроса на трехкомнатные квартиры. Специфика элитного жилья
Структура спроса на квартиры в историческом центре имеет свою специфику. Среди недвижимости исторической застройки Петербурга в общем объеме продаж лидируют трехкомнатные квартиры около 30-35% (до кризиса: 35-40%). Четырехкомнатные квартиры не уступают в популярности двухкомнатным, составляя по 25% (до кризиса по 30%) от общего объема продаж, многокомнатные — 10%, и только около 5% приходится на 1-комнатные квартиры. Ценовая ситуацияС середины лета 2000 года на первичном рынке наметился рост цен на типовое жилье, чему способствовало увеличение цен на материалы, увеличение тарифов на электроэнергию и теплоснабжение, транспортные перевозки и сложившаяся конъюнктура рынка в целом. На основании последних данных можно говорить о новой тенденции: начался этап постепенного роста цен на строящееся жилье, что вызвано в числе прочих факторов и ростом реального платежеспособного спроса со стороны «среднего» класса. На конец 2000 года можно констатировать факт практически равномерного увеличения цен по всем районам типовой застройки (диаграмма 8). Невысокие темпы роста цен на строящееся жилье обуславливаются несколькими причинами:
В разрезе количества комнат в квартире наблюдается снижение цены за кв. м. типового жилья с увеличением числа комнат в квартире благодаря большему спросу на квартиры с малым числом комнат. Но эта тенденция действует только на сегменте одно-, двух-, трехкомнатных квартир. Напротив, квартиры с числом комнат четыре и более в типовых домах значительно дороже, так как они пользуются спросом у потребителей, ориентирующихся больше на качество продукта, чем на его стоимость (диаграмма 9). Прогноз изменения ценовой ситуации на 2001 годПо приблизительным оценкам, себестоимость 1 кв. м. в строящемся доме (типовая панель) на сегодняшний день составляет 240 250 долл., еще около 40-50 долл. уходит на накладные расходы компании, налоги, рекламу и продвижение, развитие и подготовку новых проектов, сюда же включена прибыль. В итоге получается сумма порядка 290 долл./кв.м. Таким образом, в условиях, близких к нулевому уровню рентабельности, продажа строящегося типового жилья по цене ниже указанной суммы практически невозможна без убытков для застройщика. Если принимать за уровень нормальной прибыли уровень прибыли застройщиков до августа 1998 года, который составлял 15-20%, то средняя цена продажи кв. м. типового жилья (панель) в ближайшее время должна выйти за уровень 350 долл. ЗаключениеВ данный момент на рынке недвижимости Санкт-Петербурга наблюдается тенденция к дальнейшему росту объемов строящегося жилья. Ни одна строительная компания не будет работать себе в убыток, поэтому с начала 2001 года ожидается постепенное повышение стоимости квартир на первичном рынке; минимальная стоимость квадратного метра в скором времени составит 400 долларов. В то же время руководителям строительных организаций не следует забывать о довольно низком уровне платежеспособности населения, а также о том, что в настоящее время увеличения объемов спроса на строящееся жилье не предвидится.
Исследовательская компания Infowave |
|||||||
Copyright © 2000-2012 Исследовательская компания INFOWAVE
При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна. | Сайт создан в дизайн-бюро Mezich в 2003 году. |
На сайте компании Infowave Вы найдете информацию о следующих исследовательских методиках и услугах:
маркетинговые исследования, информационно-маркетинговое обслуживание, маркетинговый консалтинг, разработка стратегии продвижения, маркетинг мест, исследование рынка, исследование конкурентов, исследования b2b, оценка емкости рынка, сегментирование рынка, исследования потребителей, анализ целевой аудитории, оценка лояльности потребителей, исследования торговых центров, исследования недвижимости, фокус группа, холл-тест, телефонный опрос, экспертный опрос, анализ качества обслуживания, retail audit, тайный покупатель, таинственный покупатель, mystery shopping, тестирование товара, анализ эффективности рекламы.