Infowave. Менеджер, «ДП» № 176 от 07.10.2002





+7 (812) 380-24-77 | mail@infowave.ru | запрос на исследование
In English
Infowave
проведение маркетинговых исследований
маркетинговый анализ перспектив инвестиционных проектов
консультирование в области маркетинга
Зеленый офис

Менеджер, «ДП» № 176 от 07.10.2002

Задача

Крупная иностранная компания (оптовая торговля) выходит на российский рынок в начале 90-х г. Создается дочернее предприятие, набирается российский менеджмент. Учредители предоставляют марку, связи с поставщиками, проводят обучение сотрудников… Начинается работа. Учредители, для которых бизнес в России составляет лишь совсем небольшой процент от их общего бизнеса, не принимают непосредственного участия в управлении компанией в России. Отслеживают лишь результаты, кредитуют, налаживают контакты с поставщиками. Многое основывается просто на доверии.

Проходит десять лет. И вдруг из определенных источников собственники компании узнают, что действительное состояние дел в российской дочерней компании и, в частности, финансовые показатели, сильно разнятся с информацией, предоставляемой российским менеджментом. Причиной являлось то, что российское руководство компанией по-своему и довольно своеобразно все это время строило свой бизнес. Были созданы «параллельные» компании, поставки осуществлялись с использованием череды компаний-посредников, таким же образом строились и взаимоотношения с таможенными и налоговыми органами. Все это происходило без участия и при полном неведении собственников компании. В результате сложилась ситуация, при которой собственники компании формально стали контролировать лишь 30% всего бизнеса.

Претензии собственников к менеджменту компании заключались в следующем: информация о деятельности компании, в том числе о финансовых результатах, предоставлялась не соответствующей действительности, не согласовывались и даже не сообщались решения об изменениях в структуре и способе ведения бизнеса, большая часть бизнеса была выведена из-под формального контроля собственников, которые, кредитуя компанию, не получали практически никакой прибыли от фактически прибыльного бизнеса.

Позиция же российского менеджмента компании заключалась в том, что все подобные действия были вынужденно совершены в связи с «особенностью бизнеса в России». Только разделяя финансовые потоки, применяя различные схемы осуществления поставок и таможенного оформления, можно более-менее успешно вести бизнес. Собственники компании, по словам российских топ-менеджеров, сами устранились от решения подобного рода вопросов. Они не в состоянии принимать решения, так как не понимают особенностей, ведут бизнес по иным стандартам. Более того, все инициативы, предложения, планы менеджмента по развитию бизнеса оставались полностью без внимания со стороны учредителей, и это побудило российское руководство компании предпринимать определенные шаги для сохранения бизнеса без согласования с собственниками компании.

Как может российский менеджер выйти из сложившейся ситуации, с одной стороны, сохранив бизнес, ведение которого тормозится безынициативностью и отсутствием заинтересованности со стороны учредителей, а с другой стороны, решив эту проблему, не выходя за рамки закона и этики?

Ответ компании Infowave:

Если более подробно разобраться в сложившемся конфликте, то получается следующая ситуация. С одной стороны, есть иностранные собственники компании, которые кредитовали ее в течение 10 лет, не принимая личного участия в ее управлении, скептически относясь к планам российского менеджмента по развитию бизнеса и, как следствие, не получили в итоге практически никакой прибыли. С другой стороны, весь указанный период топ-менеджмент компании предпринимал различные действия для того, что бы «более-менее успешно вести бизнес», и сейчас не хочет потерять этот бизнес в результате возникшего конфликта. Все это говорит о том, что, по всей видимости, данная компания представляет для менеджмента интерес и является прибыльным предприятием.

Учитывая, что российские менеджеры хотят решить проблему «не выходя за рамки этики и закона», можно предложить следующий вариант. Российский менеджмент компании должен рассчитать ежегодную сумму, которую он в состоянии платить собственникам за право пользования маркой, контактами с поставщиками и т.д.; эта сумма должна быть достаточно значительной, чтобы представлять интерес для собственников. После этого следует предложить собственникам заключить договор, по которому они отказываются от доли в прибыли компании, взамен получая фиксированную ежегодную сумму за право пользования маркой и т.д. Таким образом, «и овцы целы и волки сыты», т.е., с одной стороны, менеджмент компании получает возможность спокойно вести бизнес в соответствии с «особенностями бизнеса в России», а с другой — собственники имеют шанс не только вернуть себе вложенные средства, но и со временем начать получать неплохие дивиденды.

Обратно к списку задач

 
фаберлик регистрация faberlic-kosmetic.ru
Copyright © 2000-2012 Исследовательская компания INFOWAVE

При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна.
Сайт создан в дизайн-бюро Mezich в 2003 году.

На сайте компании Infowave Вы найдете информацию о следующих исследовательских методиках и услугах:
маркетинговые исследования, информационно-маркетинговое обслуживание, маркетинговый консалтинг, разработка стратегии продвижения, маркетинг мест, исследование рынка, исследование конкурентов, исследования b2b, оценка емкости рынка, сегментирование рынка, исследования потребителей, анализ целевой аудитории, оценка лояльности потребителей, исследования торговых центров, исследования недвижимости, фокус группа, холл-тест, телефонный опрос, экспертный опрос, анализ качества обслуживания, retail audit, тайный покупатель, таинственный покупатель, mystery shopping, тестирование товара, анализ эффективности рекламы.