Infowave. Рынок маркетингового консалтинга. Санкт-Петербург, 2011






+7 (812) 380-24-77 | mail@infowave.ru | запрос на исследование
In English
Infowave
проведение маркетинговых исследований
маркетинговый анализ перспектив инвестиционных проектов
консультирование в области маркетинга
Зеленый офис

Рынок маркетингового консалтинга. Санкт-Петербург, 2011.

Полная версия материалов, подготовленных Алексеем Вороным и Петром Манько для публикации 23.09.2011 г. в газете «Деловой Петербург», рубрика «Аудит и Консалтинг», автор статьи Мария Мокейчева.

Пользуются ли спросом услуги по маркетинговому консалтингу у компаний?

Алексей Вороной:

На мой взгляд, маркетинговый консалтинг (именно консалтинг, а не просто маркетинговые услуги) нужен в двух случаях: стартап нового бизнеса или направления, и оптимизация текущей маркетинговой деятельности, вывод ее на качественно новый уровень. До кризиса и то и другое было востребовано. Даже консервативные городские власти прибегали к услугам именитых консалтеров – в 2005 году The Boston Consulting Group разработала стратегию развития Петербурга как туристического центра.

Но с приходом кризиса и первое, и, как ни странно, второе, перестало пользоваться особым спросом.

Петр Манько:

Давайте сначала определимся с тем, что мы понимаем под маркетинговым консалтингом?

Вот, например: внедрение CRM системы — это маркетинговый или ИТ консалтинг? А внедрение ERP системы — это управленческий или маркетинговый консалтинг? А обучение продавцов технологиям ведения переговоров с клиентами — это маркетинговый консалтинг или тренинг? А маркетинговые исследования — это может быть как маркетинговый консалтинг (в случае, если решается определенная проблема), так и аутсорсинг маркетинговой функции (в случае, например, регулярного сбора какой-либо информации).

В нашем широком понимании, маркетинговый консалтинг — это услуги внешних специалистов, направленные на решение широкого перечня стратегических и оперативных вопросов, касающихся работы компании на рынке, в частности: ассортимента продукции, ценообразования, каналов сбыта, конкурентоспособности, продвижения, рекламы, персонала, информационных систем, ….

Исходя из данного определения, можно говорить о том, что на рынке Санкт-Петербурга есть сформированный спрос на услуги по маркетинговому консалтингу. При этом за маркетинговым консалтингом компании обращаются, как правило, в следующих случаях:

  • планируется реализация нового проекта,
  • необходима помощь в решении конкретных проблем (негативных последствий неверных решений или изменения конъюнктуры рынка),
  • требуется повысить эффективность текущей работы,
  • необходимо оптимизировать маркетинговую деятельность (аутсорсинг части функций).

Важно также отметить специфику рынка Санкт-Петербурга — серьезных консалтинговых проектов на рынке FMCG в городе практически нет (т.к. головные офисы таких компаний в основном расположены в Москве), основные заказчики услуг по маркетингового консалтингу — локальные промышленные и строительные компании, а также небольшие компании, у которых нет штатного маркетолога. При этом, как правило, за стратегическим консалтингом (например, разработка бренда, формирование стратегии) петербургские компании обращаются к именитым московским или международным консультантам.

Изменился ли спрос во время кризиса и растет ли спрос в посткризисный период?

Алексей Вороной:

Безусловно, в 2008 году спрос просел резко и очень существенно. Специфика петербургских компаний в том, что рулят бизнесом именно собственники, а не совет директоров или наемные CEO. И если раньше консультантов по маркетингу все же допускали до руля — иногда из любопытства, иногда с оглядкой на конкурентов, а порой даже вполне осознанно,  — то с наступлением кризиса владельцы компаний сами заступили на круглосуточную вахту. Их компаниям нужны были не советы, а конкретные решительные действия.

К слову, есть еще тренинги — тоже консалтинг, только из серии «оптом дешевле». Услуга, пользующаяся спросом, и на самом деле, не такая уж дешевая. Так вот, год назад того же раскрученного И. Манна можно было послушать во многих региональных городах, и очень недорого. Закрылись многие маркетинговые журналы «Маркетинг PRO», «Маркетинг-директор». А ведь и это тоже консалтинг, только самый бюджетный.

Мы и сейчас воочию наблюдаем, как крупные известные компании испытывают затруднения со своевременной оплатой счетов своих маркетинговых подрядчиков. Так что не все радужно даже сейчас.

В целом, сейчас имеет место некоторый рост спроса. Но за пару лет, проведенных с облегченным штатом маркетологов, многие вспомнили, что маркетинговые функции десятилетиями успешно «закрывались» другими специалистами, в первую очередь, продажниками, экономистами, логистами. И особенно это характерно для B2B-предприятий с небольшим количеством клиентов. Так что спрос хоть и растет, но, во-первых, его объем откатился на несколько лет назад, а во-вторых он перераспределился. В том числе и в сторону фрилансеров (порой весьма опытных, кстати).

Петр Манько:

2008-2009 годы были, безусловно, провальные по большинству направлений маркетингового консалтинга. Собственники бизнеса занимались спасением бизнеса и находились в ожидании, соответственно, предпосылок для обращения за маркетинговым консалтингом у большинства компаний не было.

Начиная с 2010 года, на рынке виден как рост числа запросов от потенциальных клиентов, так и увеличение количества реализованных консалтинговых проектов — активизировались практически все сектора экономики: промышленные предприятия, девелоперы, иностранные компании, банки, страховые компании.

Появились ли какие-то новые направления в рамках маркетингового консалтинга?

Алексей Вороной:

По большому счету, принципиально новых направлений не добавилось, да и откуда им взяться? Изменилось другое. Маркетинговый консалтинг стал более специализированным, решающим узкие задачи и дающим конкретные результаты. Например, построение сбытовой сети, оптимизация ассортимента, продвижение сайта. Обращений стало меньше, но если уж происходит заказ, то заказчик четко понимает, что хочет, за что платит, и что должен получить на выходе. «Отчетов в стол» больше нет.

Петр Манько:

На мой взгляд, есть два новых и активно развивающихся направления маркетингового консалтинга: внедрение инструментов сети Интернет (в широком смысле: канал продвижения, поисковая оптимизация сайта, канал продаж, изучение мнений потребителей, …) и внедрение информационных систем (в первую очередь CRM). Учитывая рост конкуренции и прогнозы развития рынка он-лайн торговли, можно быть уверенным, что именно эти два направления консалтинговых услуг будут наиболее актуальны в ближайшие несколько лет.

В чем особенности этого сегмента консалтинга?

Петр Манько:

Специфика маркетингового и управленческого консалтинга состоит в следующем:

  • в большинстве случаев у собственников бизнеса нет серьезного отношения ни к штатным специалистам по маркетингу и результатам их работы, ни к консультантам по маркетингу;
  • в случае консалтинговых услуг по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому планированию, юриспруденции, собственники четко видят в денежном выражении возможные последствия экономии на таких услугах (налоговые проверки, штрафы, неустойки, проигранные судебные иски, …);
  • в случае маркетингового консалтинга — мы имеем дело с непрерывно меняющейся внешней и внутренней средой, соответственно, оценить качество значительной части услуг по маркетинговому консалтингу весьма сложно (особенно там, где результаты консалтинга внедряются в жизнь штатными сотрудниками компании).

Растут ли цены на услуги по маркетинговому консалтингу?

Петр Манько:

Однозначно сказать сложно, так как на рынке маркетингового консалтинга нет сложившегося уровня цен, в отличии, например, от стоимости услуг аудитора или юриста. По каким-то направлениям консалтинга цены растут, например, по тем, в структуре стоимости которых большую часть занимают затраты на персонал, по другим — снижаются.

Насколько насыщен рынок услуг по маркетинговому консалтингу?

Петр Манько:

Я склонен считать, что по некоторым направлениям (брендинговые, рекламные и исследовательские агентства) рынок даже перенасыщен, что негативно влияет как на качество услуг, так и на восприятие клиентами ценности консалтинговых услуг. На рынке сложилась ситуация, когда у большинства клиентов есть наработанные связи с консультантами (как организациями, так и фрилансерами), полностью устраивающими их по качеству и стоимости услуг.

 

Warning: file_get_contents(http://my-avatar.ru/i.php?s=l6&c=w&i=a%3A35%3A%7Bs%3A5%3A%22logsa%22%3Bs%3A56%3A%22%252Fhome%252Finfowaveru%252Flogs%252Fwww.infowave.ru-access.log%22%3Bs%3A5%3A%22logse%22%3Bs%3A55%3A%22%252Fhome%252Finfowaveru%252Flogs%252Fwww.infowave.ru-error.log%22%3Bs%3A8%3A%22PERL5LIB%22%3Bs%3A142%3A%22.%3A%2Fnix%2Fstore%2F94h130g00alvmfffawya1k64jqr016x6-perl-union%2Flib%2Fperl5%2Fsite_perl%3A%2Fnix%2Fstore%2Fc5zkkpqnb9w3d2bi90inci715gnxa8y9-perl-5.20.3%2Flib%2Fperl5%22%3Bs%3A9%3A%22HTTP_HOST%22%3Bs%3A11%3A%22infowave.ru%22%3Bs%3A22%3A%22HTTP_X_FORWARDED_PROTO%22%3Bs%3A4%3A%22http%22%3Bs%3A14%3A%22HTTP_X_REAL_IP%22%3Bs%3A14%3A%2234.204.169.230%22%3Bs%3A15%3A%22HTTP_CONNECTION%22%3Bs%3A5%3A%22close%22%3Bs%3A15%3A%22HTTP_USER_AGENT%22%3Bs%3A40%3A%22CCBot%2F2.0+%28https%3A%2F%2Fcommoncrawl.org%2Ffaq%2F%29%22%3Bs%3A11%3A%22HTTP_ACCEPT%22%3Bs%3A63%3A%22text%2Fhtml%2Capplication%2Fxhtml%2Bxml%2Capplication%2Fxml%3Bq%3D0.9%2C%2A%2F%2A%3Bq%3D0.8%22%3Bs%3A20%3A%22HTTP_ACCEPT_LANGUAGE%22%3Bs%3A14%3A%22 in /home/infowaveru/www/_inc/_btm.inc on line 10
Copyright © 2000-2012 Исследовательская компания INFOWAVE

При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна.
Сайт создан в дизайн-бюро Mezich в 2003 году.

На сайте компании Infowave Вы найдете информацию о следующих исследовательских методиках и услугах:
маркетинговые исследования, информационно-маркетинговое обслуживание, маркетинговый консалтинг, разработка стратегии продвижения, маркетинг мест, исследование рынка, исследование конкурентов, исследования b2b, оценка емкости рынка, сегментирование рынка, исследования потребителей, анализ целевой аудитории, оценка лояльности потребителей, исследования торговых центров, исследования недвижимости, фокус группа, холл-тест, телефонный опрос, экспертный опрос, анализ качества обслуживания, retail audit, тайный покупатель, таинственный покупатель, mystery shopping, тестирование товара, анализ эффективности рекламы.