Склад в розницу.
Услуга «мини-склад» оказалась успешным бизнесом
В советских квартирах под мешок картошки и банки маринованных огурцов были предусмотрены кладовки или подсобки. Современные застройщики в погоне за «полезной» площадью о чуланах забыли. А киевские предприниматели вовремя вспомнили и теперь... сдают кладовки жителям мегаполиса в аренду.
До 2009 года Сергей Князев занимался ІТ-стартапами, а с началом кризиса возникла идея попробовать себя в офлайн-бизнесе. «Идея развивать проект self storage (услуги индивидуального хранения на малых площадях прим. «ВД») у нас родилась еще до появления таких помещений в России. Мы взяли пример с немецких и американских компаний. И кризис показал, что услуга востребована», вспоминает Сергей Князев, исполнительный директор столичной компании «Мини-склад».
Занятно, но предприниматель толком уже не может вспомнить, что конкретно подтолкнуло его освоить новое направление деятельности. У него были избыточные площади, которым никак не удавалось найти применение. Возможно, идея нового бизнеса возникла после разговора с кем-то из друзей или прочтения заметки в прессе. И никаких тебе просчетов долей рынка, рисков. Выглядит как сумасбродство, но, несмотря ни на что, шаг оказался успешным.
Отель для вещей
Именно наличие собственных площадей стало одним из факторов, который помог отечественному стартапу выжить в кризис. По оценкам российских участников рынка, срок окупаемости self storage на арендованных помещениях в два-три раза дольше, чем на собственных, и может достигать семи лет. Сумму первоначальных инвестиций из собственных сбережений г-н Князев не разглашает. Но его российские коллеги оценивают затраты на старте в $200-300 на кв. м, если готовое помещение просто ремонтируют и оборудуют под мини-склады. При постройке же нового помещения смета может вырасти до $800 за кв. м.
По словам Петра Манько, директора по маркетингу исследовательской компании Infowave (Санкт-Петербург) и одного из авторов российского проекта «Кладовки.Нет», практически 80% первоначальных инвестиций уходит на ремонт и оборудование склада (перегородки, двери, замки, система видеонаблюдения и т. д.) и 20% на аренду первого месяца и обеспечительный платеж арендодателю.
На украинском рынке аренды складской коммерческой недвижимости средняя доходность, по данным киевской компании ARPA Real Estate, составляет от 10 до 16% годовых. По оценкам Михаила Артюхова, управляющего директора компании ARPA Real Estate, мини-склады могут приносить от 15 до 45% годовых в зависимости от спроса на услугу.
«Мини-склад» предлагает ячейки для индивидуального хранения вещей от 1 до 36 кв. м (высота потолков 3 м), на срок от двух недель. Общая площадь двухэтажного склада — 560 кв. м, общее число ячеек 150. К боксам площадью 9-36 кв. м организован круглосуточный доступ по пропускам. К более мелким «кладовкам» только в рабочее время в присутствии сотрудника склада.
По словам Дмитрия Моргалюка, управляющего бизнес-процессами компании «Мини-склад», цены на помещения довольно гибкие (они даже не указаны на сайте компании) и зависят как от срока хранения, так и от способа оплаты (одним платежом или помесячно). Цена пользования складом площадью 1 кв. м составляет 200-300 грн. в месяц, а 36 кв. м 1700-2000 грн.
Кроме управляющего на складе постоянно находится охранник. Рекламу и продвижение в компании отдали на аутсорсинг. Помимо прочего «Мини-склад» предоставляет дополнительные услуги по перевозке вещей, продаже упаковочных материалов, погрузке, разгрузке и др. Впрочем, по словам Дмитрия Моргалюка, они приносят не более 5-10% от дохода (такой же показатель у проекта «Кладовки.Нет»), при этом многие из них номинальны.
«К примеру, в самом начале у нас был штатный автомобиль и грузчик, но позже мы отдали эту услугу на аутсорсинг и пользуемся ею достаточно редко. Практически все клиенты привозят вещи на собственном авто и разгружают самостоятельно», сказал Моргалюк.
В то же время Сергей Князев считает, что по мере развития и популяризации услуги доля сопутствующих сервисов в структуре прибыли будет расти. Но невысокий спрос на необязательные опции с лихвой компенсируется доходами по основному направлению: сезонные колебания минимальны, и склад заполнен на 90-100% круглогодично.
Кто на сохранение
Большинство клиентов self storage, как правило, физлица. Санкт-петербургский проект «Кладовки.Нет» ориентировался исключительно на индивидуальные потребности жителей большого города. По словам Петра Манько, юрлица заинтересованы в услуге совсем другого рынка, они клиенты логистических компаний и складов другого класса.
В то же время Алексей Тулешов, генеральный директор московской компании «Сити-Бокс», считает, что склады индивидуального хранения выгодны и частным лицам, и малому бизнесу, который не готов переплачивать за «простой» помещений или за «лишние» метры при аренде больших площадей. «Self storage предлагают очень гибкие условия своим клиентам: в любое время можно уменьшить арендуемую площадь, сократить или увеличить срок хранения, ставки зависят от объемов и сроков хранения и т. п.», отметил Тулешов.
Киевскому «Мини-складу» удается привлекать все категории клиентов. «Около половины наших «постояльцев» физлица, у которых есть потребность в хранении «сезонных» вещей (спортинвентарь, автошины, одежда) или же вещей на время ремонта. 25% малый бизнес и еще 25% представители крупного бизнеса, которые, например, арендуют большой склад за городом, но им также необходимо иметь кое-какие вещи «под рукой». В зависимости от таргетирования рекламы мы получаем разных клиентов», обобщает Сергей Князев.
Поначалу в компании пробовали продвигать сервис с помощью рекламы в печатной прессе и на внешних рекламных носителях, но, как говорит Дмитрий Моргалюк, она не принесла желаемых результатов, поэтому было решено полностью перейти на Digital marketing. Сегодня «Мини-склад» продвигает услугу в поисковиках, соцсетях и на форумах. Петр Манько самым эффективным считает именно последний канал: «Лучше всего «отбили» себя сообщения на специализированных форумах автомобилистов, спортсменов, туристов».
Сергей Князев планирует открывать новые склады индивидуального хранения в Киеве, но сроки и другие подробности пока держит в тайне. В то же время россияне советуют развивать подобные бизнес-начинания в городах-миллионниках, а ключевым фактором успеха проекта называют удачную локацию. «Рядом обязательно должна быть крупная транспортная развязка и торговый центр. Это необходимо для удобства клиентов, чтобы они могли совмещать свои покупки с посещением своей ячейки на складе, планировать свои поездки», считает Алексей Тулешов.
Валентина Кузык,
«Власть денег» № 48 от 30.11.2012