Менеджер, «ДП» № 101 от 09.06.2003
Задача
Стимулирование рядового персонала в розничной торговле для российских компаний чаще всего сводится к обычному индексированию зарплаты. Так же поступала и сеть универсамов «Петэрсон», пока консультанты компании Roland Berger не предложили им эффективную схему. Как можно стимулировать самый рядовой персонал (грузчики, кассиры и пр.) в универсамах для среднего класса?
Ответ компании Infowave:
Как следует из условия задачи, универсам «Патэрсон» ориентирован на покупателей среднего класса, что предполагает высокий уровень обслуживания и соответствующий уровень цен на предлагаемые товары. По всей видимости, рядовые работники универсама «Патэрсон» не могут себе позволить совершать покупки в своем универсаме и приобретают товары в более дешевых местах: продовольственных рынках и магазинах-дискаунтерах (например, «Пятерочка», «Дикси», «Копейка»). Таким образом, на психологическом уровне рядовые сотрудники универсама относят себя к покупателям с уровнем достатка ниже, чем у тех, кто совершает покупки в их универсаме.
Исходя из этого, можно предложить следующий метод стимулирования: выдать рядовым работникам универсама специальные «Карты работников», предоставляющие значительные скидки на покупку товаров в своем универсаме, причем размер скидки и максимальной суммы покупки по каждой карте может варьироваться в зависимости от состава семьи работника, уровня его заработной платы и т.п. Для того чтобы данное стимулирование имело постоянное воздействие, а не перешло в разряд стандартного бонуса к заработной плате, необходимо определить способы и критерии оценки работы персонала, по которым будет ежемесячно приниматься решение о продлении или приостановлении действия карты на следующий месяц. Оценку работы персонала можно проводить с использованием метода скрытой оценки («Mystery shopping»), привлекая для этого независимых консультантов.
Такой способ стимулирования рядового персонала показал бы заинтересованность компании в повышении жизненного уровня работников, и позволил им хотя бы отчасти отнести себя к покупателям среднего класса, что неизменно скажется на качестве их работы.
Обратно к списку задач