Infowave. Зона повышенной туманности






+7 (812) 380-24-77 | mail@infowave.ru | запрос на исследование
In English
Infowave
проведение маркетинговых исследований
маркетинговый анализ перспектив инвестиционных проектов
консультирование в области маркетинга
Зеленый офис

Зона повышенной туманности

Маркетинг: его доля в структуре консалтинговых услуг составляет не более 2%

СПб. Одни специалисты считают, что кризис убил рынок маркетингового консалтинг, другие — что, напротив, возродил. Истина, как обычно, оказалась где-то посередине.

Маркетинговый консалтинг нужен в двух случаях: стартап нового бизнеса или направления и оптимизация текущей маркетинговой деятельности, вывод ее на качественно новый уровень, напоминает генеральный директор исследовательской компании Infowave Алексей Вороной. «До кризиса было востребовано и то, и другое, — говорит он. — Даже консервативные городские власти прибегали к услугам именитых консультантов: в 2005 году The Boston Consulting Group разработала стратегию развития Петербурга как туристического центра, что является ярким примером маркетингового консалтинга».

Перепады высоты

По словам декана Высшей школы маркетинга и развития бизнес НИУ «Высшая школа экономики» Татьяны Комиссаровой, в 2008 году с началом кризиса многие компании снизили маркетиговые бюджеты и было ощущение, что рынок замер. «Первые месяцы кризиса, вплоть до февраля-марта 2009 года рынок консалтинговых услуг в сфере строящегося жилья переживал шоковое состояние, — подтверждает генеральный директор компании NormInfo Алексей Муравьев. — Строительные компании расторгали или приостанавливали договоры на маркетинговые исследования, консалтинговые услуги, пытаясь решать текущие проблемы собственными силами». Участники рынка отмечают, что если раньше консультантов по маркетингу все же допускали до руля — иногда из любопытства, иногда с оглядкой на конкурентов, а иногда вполне осознанно, то с наступлением кризиса владельцы компаний сами заступили на круглосуточную вахту. В данной ситуации нужны были не советы, а конкретные решительные действия. Основной задачей для многих стала задача выживания на рынке, а не реализация намеченных маркетинговых идей. Но вот парадокс: при этом потребность в актуальной, достоверной и профессиональной аналитике не исчезла, а, наоборот, возросла. По мнению же управляющего партнера ИС Communications Ольги Чернышовой, в кризис количество запросов на разработку стратегии маркетинга, РК-брендинга, коммуникационный консалтинг, напротив, выросло. «Бизнесу нужны были новые подходы к поведению на рынке, к выстраиванию стратегии и тактики работы с клиентами, конкурентами, заинтересованными целевыми группами и СМИ», — подчеркивает она.

Сегодня спрос на эти услуги продолжает расти. «Маркетинг во многих компаниях до кризиса не находился на должном уровне, — объясняет генеральный директор ГК StepbyStep Анастасия Птуха. — Маркетинговые ошибки во многих компаниях привели к тому, что они больше, чем конкуренты, пострадали во время кризиса». И когда компании это увидели, то стали обращаться за помощью к маркетинговому консультированию.

«Осталось много проектов, не реализованных в кризис», — приводит еще причины роста партнер консалтинговой группы «ПИК» Никита Лукашевич. Более того, появились новые маркетинговые проблемы. Например, необходимо продавать недостроенные дома, разрабатывать новые кредитные продукты, чтобы наверстать упущенную в кризис прибыль.

Одним словом, с конца 2009 года началось оживление. И по мнению Татьяны Комиссаровой, сегодня можно говорить о росте объемов маркетинговых консультаций в разы. Впрочем, некоторые специалисты считают, что спрос на маркетинговый консалтинг в России вырос не из-за влияния кризиса, а потому что стало больше маркетингово образованных руководителей и владельцев бизнеса.

Именитые и богатые

Оценить рынок маркетингового консультирования довольно сложно, считают эксперты. С одной стороны, предложений на рынке действительно много. С другой — по-настоящему качественные и профессиональные услуги оказывает не так много компаний. «Любой человек, который уволился из маркетингового отдела какой-нибудь компании, считает, что может быть консультантом, — говорит Анастасия Птуха. — А это далеко не так, и очень быстро время все расставляет на свои места». Усугубляет ситуацию с возможностью предоставлять некачественные услуги и тот факт, что сами клиенты по-прежнему относятся к маркетинговым услугам как к волшебной палочке, не до конца понимая, какой результат они хотят и могут получить.

Существуют и особенности конкретно петербургского рынка.

Как отмечают в Infowave, основными заказчиками маркетингового консалтинга являются локальные промышленные и строительные компании, а также набольшие фирмы, у которых нет штатного маркетолога. Серьезных консалтинговых проектов на рынке FMCG, к примеру, в городе практически нет, так как головные офисы компаний в основном расположены в Москве. Да и петербургские компании за стратегическим консалтингом обращаются к именитым московскими или международным консультантом.

Пока есть только интерес, но не спрос

Сергей Калиничук, заместитель генерального директора рекламного агентства Киры Аллейновой

Сегодня стратегический маркетинговый консалтинг и бренд-консалтинг как его частный случай находятся в зачаточном состоянии. Планирование деятельности компании в области маркетинга на несколько лет вперед — это удел транснациональных корпораций или единичных российских предприятий. Пока есть только интерес к этим услугам, а не сложившийся спрос. В период кризиса стали больше интересоваться разработкой антикризисных программ. Причем Своеобразно. Желая знать о перспективах своего бизнеса в условиях экономического спада, владельцы иногда избегали делиться с консультантом по стратегическому маркетингу самой необходимой информацией — например, сведениями о доходности отдельных брендов и бизнеса в целом. То неудивительно: ведь для многих российских предпринимателей и бизнес — это в прямом смысле их личное, кровное дело, и в первую очередь в том, что касается финансовых потоков. Они не готовы подпускать к этой информации человека со стороны, даже если ждут от этого человека прямых указаний, как им избежать краха.

Мария Мокейчева,
contact@dp.ru,
+7(812)328-28-28

«Деловой Петербург» № 154 от 23.09.2011

Перейти к полной версии >>>

 
Copyright © 2000-2012 Исследовательская компания INFOWAVE

При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна.
Сайт создан в дизайн-бюро Mezich в 2003 году.

На сайте компании Infowave Вы найдете информацию о следующих исследовательских методиках и услугах:
маркетинговые исследования, информационно-маркетинговое обслуживание, маркетинговый консалтинг, разработка стратегии продвижения, маркетинг мест, исследование рынка, исследование конкурентов, исследования b2b, оценка емкости рынка, сегментирование рынка, исследования потребителей, анализ целевой аудитории, оценка лояльности потребителей, исследования торговых центров, исследования недвижимости, фокус группа, холл-тест, телефонный опрос, экспертный опрос, анализ качества обслуживания, retail audit, тайный покупатель, таинственный покупатель, mystery shopping, тестирование товара, анализ эффективности рекламы.